История, название
Экологические проблемы белого моря носят, так сказать, накопительный характер. Загрязнение его вод и ухудшение экологической обстановки носит исключительно антропогенный характер, но началось несколько столетий назад.
Море начали осваивать еще в XI веке новгородцы. Прежде всего, оно использовалось в навигационных целях. Более активному развитию морской торговли сопутствовали леса, раскинувшиеся вокруг и богатые пушным зверем и древесиной ценных пород. В 1492 году из основанного на побережье Северной Двины, города Холмогоры в Данию отправился уже целый торговый флот. С прибытием первого иностранного торгового судна, Холмогоры стали международным портом, а Белое море – международной транспортной морской артерией. Рост грузопотоков требовал судов большего тоннажа, а значит, и более глубокой осадки. Существующий порт перестал с этим справляться и в результате возникли Новые Холмогоры, ставшие впоследствии Архангельском. Суровые условия зимней навигации, штормовая волна может быть до 6 метров, и ледовое покрытие в течение более шести месяцев, вынудили перенести основные торговые потоки в Баренцево море и порт Мурманск. Многочисленные иностранные и русские купцы давали ему свои названия. До XVII века оно было Студеное, Соловецкое, Северное, Спокойное, Гандвик и даже Белый или Залив Змей.
Общие характеристики
В настоящее время носит общепризнанное название Белое, считается внутренним морем России и относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Это одно из самых маленьких морей с площадью 90 тыс. км2 и объемом воды около 4,4 тыс. км3. Наибольшая его ширина 600 км, а глубина 343 метра. Граница Белого с Баренцевым морем лежит между двумя Носами – Святым на Кольском полуострове и Каниным.
Основные реки, которые впадают в Белое море – это Кемь, Мезень, Онега, Поной и Северная Двина.
Наиболее крупные города на побережье – Архангельск, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Северодвинск и другие. Беломорско-Балтийский канал соединяет его с Балтикой.
Водообмен с Баренцевым морем, из-за малых глубин на месте их стыка, ограничено только поверхностными водами. Приливная волна Белого может быть до 7 метров и достигает вглубь по течению, впадающих рек, до 120 км. Дно на мелководье состоит из гравия, гальки и песка, покрыто глинистым илом.
Накопленные и новые проблемы
Судоходство оставило на море и его дне такие следы, что в настоящее время их вполне можно назвать экологическими проблемами. Это громадное количество угольного шлака от кораблей «старых» времен. Современные, вместе с портовым хозяйством, являются источником загрязнения еще и его поверхности. Сотни тонн отработанного машинного масла, нефтепродуктов, стоков и твердых отходов попадает в воду. Свою часть загрязнений несут реки. Промышленные и коммунальные предприятия, нефтехранилища и базы, хозяйственные подразделения военно-морского флота, расположенные как по берегам моря, так и по течению впадающих рек, сбрасываю вещества, период распада которых достигает сотен лет, а то и, вообще, невозможен. Особую опасность вызывают предприятия и объекты, имеющие дело с радиоактивными веществами. Уровень загрязнения воды в результате захоронения радиоактивных отходов, значительно вырос в последнее время.
«Историческим» загрязнителем Беломорских вод является лесная промышленность. На всех ее этапах производства, от рубки леса и сплава до переработки и целлюлозно-бумажного производства, древесина и отходы оставались или сбрасывались в реки и моря. Известен факт, когда пролив между двумя островами был полностью засыпан стружкой от лесопильной мастерской. А сколько древесины утонуло при сплавах, авариях судов, сброшено за ненадобностью? Такой древесный слой в некоторых местах достигает двух и более метров, а его залежи по берегам не перегнивают десятилетиями. Самое главное, что это не проблема прошлого.
Такое же отношение к дереву и воде осталось и сейчас. Кроме того, современное целлюлозно-бумажное производство сбрасывает отходы насыщенные фенолами, лингосуьфатами и метиловым спиртом.
Современными источниками экологических проблем региона является горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и нефтехранилища. Они поставщики свинца, меди, ртути, цинка, никеля и хрома, то есть тяжелых металлов, а также пестицидов, ядовитых и отравляющих веществ, которые накапливаются в живых организмах морской флоры и фауны и со временем попадут с пищей и в организм человека.
Что касается нефти, то ее пятна не только уничтожают морскую природу, ограничивая приток кислорода в воду, но и обрекают на вымирание птиц и животных, обволакивая их густой жирной пленкой.