История названия, основные характеристики
Основные экологические проблемы Индийского океана возникли после обнаружения значительных месторождений нефти и газа на территориях государств, занимающих его побережье. Именно это первопричина, следствиями которой стали многочисленные войны за обладание этими природными ресурсами, аварии и розливы, связанные с добычей и транспортировкой нефти.
Индийский океан. Первые сведения о нем и его названии, относят к временам походов Александра Македонского, то есть IV век до нашей эры. Великий полководец называет его Индийским морем. Существовало еще несколько названий: Эритрейское море или Чермное. Плиний Старший в I веке нашей эры дал океану название Индийский, которое существует и стало общепризнанным до настоящего времени.
По своим размерам Индийский океан уступает Тихому и Атлантическому:
- Его площадь около 76,17 млн. кв. км.
- Объем воды 282,65 млн. куб. км.
- Средняя глубина 3711 метров, а наибольшая 7209 м.
- На юге он граничит с Антарктидой, на севере – с Азией, на востоке – с Австралией и на западе – с Африкой.
Океан пересекает четыре климатических пояса. Температура над ним летом до 32°С, зимой до 22°С. Температура поверхностных вод весь год около 28°С. Летом она несколько выше, а зимой ниже.
Максимальная соленость воды в Красном море и Персидском заливе, она там достигает 41%
История исследований и освоения
История освоения началась древнейшими народами еще за 3500 лет до нашей эры. Жители Египта и Месопотамии на своих деревянных и тростниковых лодках добирались до берегов Западной Индии и Восточной Африки. С VI века нашей эры финикийские и персидские купцы доводили свои морские караваны до берегов Восточной Индии. Большой вклад в изучение океана внес венецианец Марко Поло в XIII веке. Первая специальная научная экспедиция по изучению Индийского океана была предпринята в 1872 году.
Первое месторождение нефти было открыто в 1908 году. Сейчас их около 300. В этом регионе расположены такие государства, как: Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Сирия. Усилил воздействие на экологию региона открытый в 1869 году Суэцкий канал с двумя крупнейшими портами Порт-Саид и Суэц.
Воздействие человека и его последствия
С этого времени загрязнение вод нефтью и продуктами нефтепереработки стали основной проблемой океана. Его воды, флоры и фауны. Аварии и вылив нефти при добыче, перекачивании и транспортировке может привести и приводит к гибели морских животных, птиц, рыб, моллюсков и других водных обитателей.
Специфическим видом загрязнения в этом регионе, являются непрекращающиеся войны за обладание нефтяными и газовыми ресурсами. Большая доля выбросов и отходов приходится на военные корабли и атомные подводные лодки, которые не подвергаются экологическому контролю.
Кроме углеводородов, в океан попадают отходы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных на его побережье и на берегах рек в него впадающих. В воду попадают тяжелые металлы и отходы атомной энергетики.
По развитым с древнейших времен морским транспортным маршрутам, гигантские нефтеналивные танкеры и сухогрузы перевозят тысячи тонн нефти, руды, угля, минеральных удобрений, радиоактивных и отравляющих веществ, другой химической продукции, которые при авариях или затоплении судов, попадают в океанскую воду.
Рыболовство и другие морские промыслы в Индийском океане незначительны и составляют всего 5% общемирового объема. Главные промысловые рыбы – это тунец, сардина, камса, некоторые виды акул и скаты.
Здесь идет добыча креветок, омаров и лангустов. Особое внимание следует уделить добычи китов, которая была остановлена, в связи с практически полным их уничтожением. Но под давлением некоторых стран, вновь была разрешена.
Посмотрите видео: Подводный мир Индийского океана.