Экологические проблемы Охотского моря в основном связаны с загрязнениями нефтепродуктами промысловых зон различными водными транспортными средствами, а также при разведке и добычи нефти.
Охотское море отделяется от Тихого океана Камчатским полуостровом, Курильскими островами и о. Хоккайдо, омывает побережье России и Японии. В период с октября по май месяц северную часть моря покрывают льды, юго-восточная часть почти не замерзает.
Рыболовными судами ведется рыболовство лосося, сельди, минтая, мойвы и других морепродуктов, в том числе камчатского краба.
Загрязнение нефтепродуктами
Охотское море, в частности, воды, омывающие Камчатский полуостров, до теперешнего времени считаются достаточно чистыми. В большей степени это связано с тем, что на данной территории не ведется добыча и переработка минерального сырья, а также нет экологически опасных промышленных производств.
Все камчатские реки и водоемы минерализованы в малых объемах, отличаются удовлетворительным кислородным режимом и относительно невысоким загрязнением, благодаря отсутствию на территории водосбора крупных источников загрязнения.
Реки северо-западного и западного побережья проходят равнину Западной Камчатки, где множество торфяных болот. Вместе с болотными водами, реки насыщаются большим количеством остатков растительности, органических веществ и фенолов. В некоторых случаях в речных водах повышается концентрация нефтепродуктов, что происходит по причине смыва ливневыми и талыми водами с территорий складирования горюче-смазочных материалов.
В основном наблюдается повышенное содержание нефтепродуктов в районах, где сконцентрирован морской флот. Но благодаря действию течений, отливов и приливов их содержание в воде быстро уменьшается, вода не превышает предельной допустимой концентрации вредных элементов на расстоянии нескольких километров от источника загрязнения.
Грозящая опасность от добычи нефти
До последнего времени прибрежье Охотского моря, в сравнении с иными районами дальневосточных морей, оставалось достаточно чистым и высокопродуктивным. Однако ситуацию в корне может изменить предполагаемая разведка и добыча нефтепродуктов, что грозит увеличением антропогенного загрязнения.
Такие действия зачастую приводят к изменению качества вод, состава и структуры сообществ, уменьшению биоразнообразия и снижению биопродуктивности.
Углеводород считается основным токсическим элементом нефти, способный накапливаться в организмах, оказывая токсичное действие. Растворимые ароматические производные при концентрации (5–50 ч./ 1 млн. ч. воды) губительны для многих морских обитателей. Сырая нефть даже в очень малой концентрации отравляет донную и планктонную фауну.
Анализ данных при исследовании скорости разложения нефтепродуктов в водах Охотского моря, свидетельствует о крайне медленном процессе распаде. В результате ветра и приливно-отливных течений, нефть относится на значительные расстояния, оказывая тем самым негативное воздействие на состояние экологии акваторий, которые значительно удалены от места разлива.
Загрязнение атмосферы
Водные транспортные средства, в том числе танкеры, военные корабли, грузовые и пассажирские суда, рыбопромысловые и рыбообрабатывающие суда и пр., находясь в окружающей природной среде Охотского моря, можно рассматривать как искусственные техногенные образования, несущие опасность нарушения экологического равновесия.
Специалисты выделяют десять основных источников неблагоприятного воздействия судна на атмосферу, биосферу и гидросферу:
- акустическое поле;
- магнитное поле;
- радиационное поле;
- электрическое поле;
- тепловое поле;
- бытовые отходы;
- производственные отходы;
- сточные воды;
- льяльные нефтесодержащие воды;
- продукты сгорания топлива;
Невзирая на то, что морские суда не занимают первенство в экологическом влиянии на окружающую среду, не следует пренебрегать этот вид техногенного воздействия, по причине значительной концентрации судов рыбной промышленности и флота на ограниченных территориях Охотского моря.
Посмотрите видео: Охотское Море