Асфальтирование территорий должно проводиться в соответствии с нормативными документами в данной отрасли. Лишь в этом случае можно добиться высокого качества дорожного покрытия. Стоимость всего комплекса работ зависит от многих факторов, в том числе, от примененных техник, оборудования и материалов.
Особенности технологического процесса
Независимо от использованных материалов, в большинстве случаев укладка асфальта проходит по следующему плану:
- Асфальтировка дорог начинается с расчистки территории от старого дорожного покрытия, мусора и других предметов, которые могут помешать нормальному рабочему процессу.
- На подготовленную поверхность засыпается слой щебня. После этого он тщательно утрамбовывается.
- Укладывается специальная смесь-пропитка. Она соединяет между собой все слои, которые образуют дорожное покрытие.
- Накладывается смесь битума и щебня. Они выравниваются при помощи асфальтоукладочной техники в несколько этапов.
Учитывая материалы, которые используются в данном процессе, различают горячую и холодную укладку асфальтового покрытия. В первом случае используют размягченные смеси, которые получают после нагрева до определенного уровня.
Горячий материал укладывают на дорогу, после чего разравнивают при помощи катка. Преимуществом этого способа считается небольшие сроки выполнения всего комплекса работ и быстрое застывание образовавшегося покрытия.
Укладка асфальта холодным способом осуществляется во время ямочного ремонта. Она основана на достижении необходимых параметров смеси в результате ее сжатия. Данный метод имеет много преимуществ. В первую очередь благоустройство дорог с его помощью можно проводить при любых погодных условиях.
Холодный метод подразумевает укладку определенной смеси с последующей укаткой без применения высокой температуры. После проведения всех манипуляций можно сразу возобновлять движение на дороге.
Необходимое оборудование
Укладка асфальта подразумевает применение специальной техники на каждом этапе работы.
Термо-миксеры (кохеры)
Термо-миксер предназначен для транспортировки и приготовления разнообразных термопластических смесей, которые используются для строительства или ремонта дорог. Кохер представляет собой прицепной, полуприцепной или самоходный агрегат с теплоизолирующими стенками.
Такой бункер оборудован приспособлениями для перемешивания, подогрева термопластической смеси. Также осуществляется автоматический контроль над уровнем температуры в резервуаре для приготовления раствора. Стоимость термо-миксера зависит от наличия дополнительного оборудования, емкости бункера и других показателей. В среднем она составляет от 600 тыс. до 2 млн руб.Битумный котел
Данный агрегат предназначен для разогрева битума, который активно используется для изготовления разных типов асфальтового покрытия. Данный котел обшивается слоем утеплителя толщиной 100 мм, что позволяет минимизировать теплопотери. Для подогрева смеси используется жидкотопливная горелка.
В качестве внешней обшивки применяют профлист. Также битумный котел оборудован люком для загрузки сырья и патрубками для выдачи готовой смеси. Средняя стоимость данного оборудования составляет 500 тыс. руб.
Барабанные смесители
Барабанный смеситель предназначен для приготовления асфальтобетонной смеси. Он оборудован наклонным противоточным барабаном с горелкой, которая находится на промежутке между впускным и выпускным отверстием. Также смеситель оснащен вентилятором для нагнетания дополнительного воздуха в систему. Стоимость такого оборудования составляет не меньше 20 тыс. долларов.
Дорожные фрезы
Это самоходная, прицепная или навесная машина, которая предназначена для срезания старого асфальтового покрытия и подготовки основания для дальнейшей укладки. Данное оборудование часто используется в процессе ремонта. Полученный материал может повторно использоваться после определенной переработки.
Дорожные фрезы представляют собой барабан, который размещен на четырех приводных гусеницах. Он дополнительно оснащен забрасывающими лопатками, системой для забора снятого покрытия, специальным контейнером для его перегрузки в транспортные средства. Максимальная глубина фрезерования может достигать 35 см, а производительность – 13 тыс. куб. м в сутки. Стоимость таких машин составляет 500-700 тыс. руб.
Асфальтоукладчики
Асфальтирование территорий проходит при помощи такой самоходной машины. Она равномерно распределяет приготовленную смесь. Также происходит предварительное уплотнение поверхности. Обычно асфальтоукладчик работает в паре с грузовиком, который подает ему смесь для укладки.
Современные машины дополнительно оснащены системой автоматической регулировки всеми процессами. Это позволяет получить асфальтовое покрытие самого высокого качества. Стоимость такого оборудования может достигать 10-20 млн рублей.
Каток для укладки асфальта
Применяются дорожные катки разной мощности и конфигурации, которые предназначены для уплотнения разных покрытий – грунтового, гравийного, асфальта, асфальтобетона. Основным рабочим органом такой машины является гладкий вал. С его помощью можно получить идеально ровную поверхность, которая будет обладать нужными характеристиками. Стоимость такого оборудования составляет 15-30 тыс. долларов.
Сырье для приготовления асфальта
В состав асфальта включено много компонентов, которые определяют его основные эксплуатационные характеристики. В качестве минерального заполнителя выступает:
- щебень. Он предназначен для создания прочного каркаса асфальтового покрытия. Количество щебня в составе смеси достигает 70-80%. Чаще всего используют фракции, где размер зерен составляет от 5 до 20 мм. Для получения продукта высокого качества применяют щебень с улучшенной формой всех частичек. Она должна быть кубовидной. Количество пластинчатых и угловатых зерен в смеси не должно превышать 15%;
- песок. Применяется материал, который получают в результате дробления горных пород. Это придает приготовленной смеси дополнительной прочности, износостойкости и устойчивости к негативным факторам внешней среды;
- минеральный порошок. Получают в процессе дробления карбонатных горных пород (известняка, доломита и других).
Также для изготовления асфальта используют вяжущие вещества и разнообразные стабилизирующие добавки. В качестве первых выступает жидкий нефтяной или полимерный битум. Для улучшения качества образовавшейся смеси используют целлюлозные, минеральные, полимерные волокна или гранулы.
Также строительство и ремонт дорог невозможны без применения специальных пропиток, которые соединяют отдельные слои. Чаще всего встречаются следующие разновидности:
- на основе акрила. Стоимость такой пропитки самая большая, поэтому ее применяют на ограниченных территориях, к которым предъявляются высокие требования;
- каменноугольная смола. Модифицированная смесь с долгим сроком службы;
- асфальтовая эмульсия. Недорогой и доступный материал. Его недостаток – низкое качество.
Ремонт асфальта при образовании мелких трещин осуществляется при помощи специального герметика. Сверху он присыпается цементной крошкой. Для предотвращения образования трещин и увеличения прочности дорожного полотна также используется специальная сетка.
Цена укладки дорожного полотна
Стоимость изготовления дорожного полотна зависит от многих факторов. В первую очередь от использованной технологии и примененных материалов для приготовления смеси.
Укладка асфальта в среднем осуществляется за 350-600 руб. за 1 кв. м. Срок службы такого полотна редко превышает 8 лет, после чего необходимо проводить частичный или полный ремонт.